В соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса РФ пассажир, покупая авиабилет, заключает договор воздушной перевозки с авиакомпанией (перевозчиком), которая обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения с предоставлением места в воздушном судне. Условия договора воздушной перевозки изложены в авиабилете.
Авиакомпания (перевозчик) несет ответственность перед пассажиром за нарушение условий договора воздушной перевозки (ст. 116 Воздушного кодекса РФ).
Аэропорт предназначен для приема и отправки воздушных судов и выполнения необходимого комплекса аэропортовых услуг по выполнению воздушной перевозки (ст. 40 Воздушного кодекса РФ).
В соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил (ФАП) «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа…», утвержденными Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82, при задержке, отмене, изменении маршрутов авиарейсов:
1. Авиакомпания обязана информировать пассажиров об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (п. 74 ФАП).
2. Авиакомпания должна предоставить пассажирам в аэропорту визуальную и/или акустическую информацию о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса (п. 92 ФАП).
3. Авиакомпания обязана бесплатно организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки следующие услуги (п. 99 ФАП):
Факт нарушения условий договора воздушной перевозки может быть удостоверен отметкой Администратора аэропорта в авиабилете.
По вопросам предоставления вышеуказанных услуг ПАССАЖИРАМ необходимо обращаться в ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА АВИАКОМПАНИЙ.
При задержке (отмене) авиарейса пассажир может обратиться в Агентство по продаже пассажирских перевозок Кольцово для решения вопроса о возможности:
Условия и порядок замены, возврата авиабилетов или приобретения разъясняются пассажиру при обращении в авиакассу.
1. Перевозчик обязан оплатить потребителю штраф за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 Воздушного кодекса РФ).
2. Перевозчик обязан удовлетворить в 10-дневный срок требования пассажира (потребителя):
В случае если перевозчик не принял меры по защите прав пассажиров авиарейсов, потребитель должен предъявить претензию (образец см. внизу страницы) в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ст. 126 Воздушного кодекса РФ).
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области рекомендует пассажирам заранее собирать документы, подтверждающие факт не предоставления обязательных бесплатных услуг, а также причинение имущественного и морального вреда, причиненных нарушением условий договора и установленных норм законодательства:
Иски к перевозчику (после обязательного предъявления претензии) могут быть предъявлены только по месту нахождения (юридическому адресу) перевозчика (ст. 30 ч. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Органы, уполномоченные рассматривать жалобы потребителей на услугу авиаперевозки
Управление Роспотребнадзора по Ростовской области, расположенное по адресу: 344019, г.Ростов-на-Дону, ул. 18 линия, д.17, телефон горячей линии: 8-800-100-74-17
www.61.rospotrebnadzor.ru
Федеральное агентство воздушного транспорта, расположенное по адресу: 125993, ГСП-47, Москва, Ленинградский проспект, 37, корпус 2. Телефон: +7 (499) 231-50-09; телефакс: +7 (499) 231-56-56. E-mail: rusavia@scaa.ru. Телефон круглосуточной службы «горячая линия» по сбойным ситуациям на международных пассажирских рейсах вне расписания (чартерные рейсы) - +7 (499) 231-53-73, e-mail: hotline@cpdu.ru.